Городская жилищная политика, осуществляемая администрацией города

В настоящее время приняты 4 составляющих оценки развития Московского региона:

- реальные доходы граждан;

- обеспеченность жильем;

- уровень образования и здравоохранения.

Два первых показателя непосредственно связаны с проблемой доступности жилья. Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:

- повышение объемов и качества жилищного строительства, т.е. увеличение предложения на рынке жилья;

- повышение возможностей граждан по приобретению жилья, т.е. увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.

Общий объем жилищного фонда России - 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений).

В Серпухове уровень обеспеченности жильем в Серпухове - 20 кв. м. на 1 жителя. Особенности застройки: Много ветхих 2-3-этажных домов. 4- и 5-этажная хрущевская панель и кирпич, 9-12-этажная панель и кирпич 1970-1980-х г. г. Застройка 1990-х-2000-х г. г. (преимущественно массовая, от 7 до 17 эт., панель московских и серпуховских серий и монолит-кирпич). Кварталы индивидуальных домовладений.

В рамках переселения из ветхого жилья будет переселено: к 2007 году - 427 человек, в 2008 году - 221 человек, в 2009 году - 203 чел, в 2010 г. - 188 человек.

Вместе с тем в Серпухове активно ведется строительство нового жилья, и эти темпы не будут снижены. До 2010 года предполагается ввод нового жилья в объеме 230 тысяч кв. м. в Северном, Центральном микрорайонах города, в Занарье и в поселке им. Ногина. А к 2015 году будут введены еще 230 тыс. кв. м. жилой площади.

Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государства в данный сектор экономики сократилась с 85 процентов в конце 80-х годов до 20 процентов в настоящее время. При этом до сих пор не сформированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина - в административных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность.

Велика зависимость инвесторов и строителей от местных администраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходно-разрешительной документации (ИРД), согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земельного участка под строительство до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 лет. В этом процессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстанций, в которых надо получить до 2 сотен подписей. Все это в конечном итоге приводит к удорожанию строительства и повышению цены продаваемого жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цен на жилье на первичном и вторичном рынках, например, только за 2009 год в г. Серпухове цены выросли на 26 процентов, а в Москве - на 45 процентов. Средняя цена на первичном рынке в 2-3 раза превышает себестоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближается к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.

Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, но пока годовой суммарный объем кредитов - менее 10 млн. рублей. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что в Серпухове:

- состоят в очереди на улучшение жилищных условий 8,6 процента семей;

- время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет;

- количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61 процент семей;

- общая потребность в жилье составляет порядка 55 процентов имеющегося фонда;

- за 2009 год улучшили жилищные условия 0,7 процента желающих.

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

- все еще достаточно высоки процентные ставки по ипотеке (11-13 процентов);

- высокие цены на жилье;

- смешанный состав очереди на получение социального жилья;

- высокие ограничения в области определения жилищных прав;

Перейти на страницу: 1 2