Основные законодательные документы в сфере информатизации

В разработанной Минсвязи России в 2000 г. концепции развития законодательства в сфере информации и информатизации определяются приоритетные направления разработки законов, создающих правовую основу развития информационного производства и информационных отношений на ближайшие 10 лет. Развитие законодательства в сфере информатизации опирается на существующую законодательную основу регулирования информационных отношений субъектов общества.

Проект Концепции «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации» предусматривает определение приоритетных направлений законотворчества, гармонизацию действующего законодательства и координацию деятельности нормотворчества по решению первоочередных проблем правового регулирования отношений субъектов в процессе информатизации страны, регионов и муниципальных образований.[9]

В 1995 году была разработана и одобрена Президентом Российской Федерации «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», являющаяся, по сути, аналитическим документом, направленным на выявление проблем в процессе информатизации и предложение путей их решения. В документе формулируются цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к информационному обществу.[10]

Концепция имеет первостепенное значение для региональной информатизации, так как региональные и муниципальные ТИС (наряду с информационными системами предприятий и организаций) призваны стать основными источниками первичной информации в едином информационном пространстве страны.

Постоянная палата по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрила Концепцию государственной информационной политики.

Ранее эта концепция была принята комитетом Государственной думы по информационной политике и связи. По этому документу можно судить, что термином «информационная политика» обозначаются и важнейшие проблемы процесса информатизации. Информатизация невозможна без упорядочения информационного ресурса. Формирование и использование этого ресурса, в свою очередь, невозможно без создания и использования информационных технологий по всему циклу работы с информацией и удовлетворения потребностей пользователей.[11]

Концепция информационной политики нацелена на такие объекты информационной сферы, как:

– система формирования и использования информационных ресурсов;

– информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

– рынок информационных и телекоммуникационных средств,

– информационных продуктов и услуг;

– домашняя компьютеризация;

– системы обеспечения информационной безопасности;

– правовая база информационных отношений.[12]

На основе этих политических и правовых документов за прошедшие годы проведена большая работа по организации ресурса правовой информации во всех ветвях государственной власти.

Информационное законодательство базируется на следующих основаниях:

– законопроектная работа строится в соответствии с актуализируемой и постоянно обновляемой (не реже, чем один раз в четыре года) программой;

– учитываются общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации;

– в рамках информационного законодательства реализуются, прежде всего, соответствующие информационно-правовые нормы Конституции РФ;

– информационное законодательство тесно увязывается с задачами проводимых в России реформ;

– обеспечивается необходимая связь информационного законодательства субъектов федерации с федеральным информационным законодательством;

– обеспечивается гласность и общедоступность информационного законодательства.

Так как информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридического лица, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов), так и по горизонтали (по отраслям законодательства). Сегодня потребности в правовой информации удовлетворяются рядом коммерческих организаций: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант».

Перейти на страницу: 1 2 3 4