Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом

По данным Госкомстата РФ, на конец ноября 2007 года всего занятых в экономике – 70813 человек. Из них мужчин – 35702, а женщин, соответственно – 35111. Из них руководителей-мужчин – 3205, а руководителей-женщин – 2068. Это свидетельствует о том, что при приблизительно равном количестве мужчин и женщин в Российской экономике, количество руководителей-мужчин явно больше, чем руководителей-женщин.

При этом наибольшее количество женщин - это специалисты высшего уровня квалификации в области образования – 2305, прочие специалисты высшего уровня квалификации – 3765, работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 2627,и самое большое количество - это продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды – 4274. Это означает, что в России женщины-менеджеры есть, но их еще не достаточно. Женщинам предписывают выполнять типично женские виды деятельности.

Сегодня число женщин, участвующих в предпринимательской деятельности и бизнесе, растет. Намечается процесс постепенного проникновения женщин в новые сегменты рыночной экономики - перехода от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. То, что эта гипотеза строится на реальной динамике рынка труда, подтверждают данные социологов, проводивших анализ источников пополнения руководителей новых экономических предприятий [12].

По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса являются крупные города, хотя в последние годы увеличилось движение в провинции. В регионах женское предпринимательство развивается динамичнее мужского (преимущественно в малом бизнесе) и превышает последнее по темпам роста в 1,3-1,5 раза, что соответствует общемировым тенденциям [12].

По оценкам специалистов Института социологии РАН, женщины-менеджеры в России в настоящее время возглавляют или входят в состав руководства примерно 30% бизнес-организаций (предприятия малого и среднего бизнеса). По этому показателю мы несколько отстаем от индустриальных стран, хотя опережаем Южную и Восточную Азию.

Так, например, в США сегодня женщинам принадлежит более 50% денег, обращающихся в стране, 57% ценных бумаг. По данным бюро статистики Министерства труда США женщины занимают почти 35% из 1260000 руководящих постов в различных организациях. По результатам исследований фирмы "Haidrick and Straggles" 83% женщин-руководителей в 500 крупнейших компаниях из списков "Fortune" и "Service" занимают посты вице-президентов и выше. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.

В сопоставимых с Россией странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся, около 25% жен в семьях с двумя работающими зарабатывают больше мужей [9].

Однако и в российском бизнесе есть свои исключения.

В рейтинге самых успешных и деловых женщин присутствует, например, член совета директоров и владелица 18,4 процента акций ОАО "Лебедянский" (соки "Я", "Тонус", "Фруктовый сад") Ольга Белявцева. Ее состояние оценивается в 300 миллионов долларов. Или совладелица девелоперской компании "Декра-Групп" Наталья Мироненко (350 миллионов долларов), заместитель председателя правления газовой компании "Новатэк" Татьяна Кузнецова (340 миллионов долларов), главный бухгалтеру компании "ЛУКОЙЛ" Любовь Хоба (240 миллионов долларов). Это исследование выявило любопытную закономерность. Оказывается, можно считать развенчанным миф, будто к успеху больше предрасположены провинциалы, приехавшие в Москву, нежели коренные москвичи. Из 40 женщин 19 являются коренными москвичками (47,5 процента). Доминирование столичных жителей налицо [19].

"Я думаю, Россия, вопреки распространенному мнению, что в целом бизнес в нашей стране не для женщин, - один из лидеров среди стран по количеству женщин - руководителей среднего звена, предпринимателей малого и среднего бизнеса", - говорит глава офиса Andersen Legal в Петербурге, партнер компании Ольга Литвинова.

Анализируя приведенные данные, можно заметить, что в настоящее время представительницы слабого пола активно осваивают не только отрасли, традиционно считавшиеся женскими: торговля, сфера услуг, медицина, но и типично мужские сектора, как машиностроение, связь, бизнес и другие. В этом случае они, как правило, занимают вторые позиции в фирме, принимая на себя всю тяжесть управления внутренней жизнью организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4