Принципы составления бизнес-плана

– предполагаемые показатели финансовой деятельности;

– общая потребность в средствах; желаемая форма их получения; порядок и направления использования; форма возврата инвестору.

Приложения.

В приложение включаются лишь те документы, которые могут заинтересовать инвестора – это письма клиентов, подрядчиков, соглашения об аренде, контракты, прейскуранты поставщиков или конкурентов.

Кроме того в приложениях могут содержаться: первичные материалы анализа рынка; спецификация продукции; рекламные материалы; схема организационной структуры управления; рекомендательные письма, подтверждающие высокую репутацию и надёжность руководителей фирмы; юридические документы (копии уставных документов, контрактов, соглашений, патентов, лицензий).

Продукт (услуги) и рынок

Отрасль, фирма и её продукция

Подраздел «Отрасль, фирма и её продукция» разрабатывается с целью убедить читающего в перспективности отрасли, к которой относится фирма и создать доверие к данному бизнесу.

Этот раздел имеет следующие составляющие:

1) современная ситуация и тенденции развития отрасли;

2) фирма, её продукты или услуги;

3) патенты, товарные знаки, другие права собственности на продукт или услугу;

4) стратегия роста фирмы.

Описывая этот раздел необходимо привести общие сведения о текущем состоянии отрасли и тенденции её развития; кратко охарактеризовать новые для отрасли продукты и рынки; определить средства, которые могут позитивно или негативно повлиять на развитие отрасли.

В этом разделе также необходимо раскрыть концепцию поведения фирмы в отрасли, т.е. дать общую характеристику фирмы, чётко охарактеризовать продукцию или услуги.

Если бизнес-план разрабатывается для фирмы, которая уже существует, необходимо кратко описать историю фирмы.

Давая общую характеристику фирмы необходимо определить главные цели и виды деятельности, т.е. нужно раскрыть позицию фирмы относительно деятельности инновационной деятельности, производительности, прибыльности, профессионализма персонала, ответственности перед обществом. Необходимо также отразить основные виды деятельности фирмы – производство, оптовая торговля, розничная торговля и потребности клиентов, стадию развития бизнеса фирмы, географические зоны, на которые распространяется бизнес.

Характеризуя продукт необходимо произвести физическое описание, т.е. технические эксплуатационные характеристики, приложить фотографии, рисунки, схемы данной продукции, привлекательность продукта, стадия разработки продукта.

В последнем параграфе раздела необходимо показать перспективы развития бизнеса, т.е. расширения объёмов производства и реализации продукции, последующего её совершенствования и модернизации.

Исследования рынка

Фирма может существовать до тех пор, пока имеет потребителей продукции.

Раздел «Исследования рынка» разрабатывается с целью убедить инвесторов в наличии рынка для продукции фирмы.

Этот раздел является одним из самых главных и другие разделы в значительной мере зависят от него. Например, предполагаемые объёмы сбыта определяют масштабы производства, численность персонала фирмы, объём привлекаемого капитала и другие.

В процессе исследования рынка необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1) каков рынок данного продукта в целом;

2) кто является основным потребителем продукта бизнеса;

3) где находится основная масса потребителей;

4) какие конкуренты могут появляться в будущем (конкурентная ситуация в настоящее время и тенденции в будущем).

Исследования рынка начинается с определения общих параметров:

- ожидаемые объёмы продаж;

- тенденции развития рынка за последние годы;

- средства, влияющие на эти тенденции;

- основные способы удовлетворения спроса потребителей данной продукции.

После этого производится сегментация рынка. В каждом сегменте необходимо охарактеризовать:

- особенности потребностей потребителей, отразить их интересы;

- показать материальные возможности покупателей.

Сегментацию рынка можно осуществить по разным признакам:

– географический (страна в целом, её регион, область, город, село);

– демографический (пол, возраст, семейное положение, национальность);

– социально-экономический (уровень доходов, род занятий, профессия, принадлежность к определенному классу и др.);

– культурный (уровень образования, религиозные убеждения, образ жизни);

– личностный (тип личности, её увлечения, отношения к средствам массовой информации, типу рекламы и т.д.).

Оценка сегментов рынка производится по таким направлениям:

– соответствие целей фирмы возможностям, которые открываются в сегменте;

– сильные и слабые стороны фирмы относительно данного сегмента;

– средства необходимые для разработки продукта и его рекламы;

– с позиции сильных и слабых сторон конкурентов и их позиции на рынке;

– с позиции динамики спроса и возможности захвата определённой доли рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7