Классификация затрат для принятия решений и управления

В настоящее время в экономической литературе широко используются такие понятия как «затраты» и «расходы». В целях исследования производственных затрат в качестве объекта управленческой учетно-аналитической системы, следует разграничить данные экономические понятия, поскольку неправильное определение этих понятий искажает их экономический смысл. рассматриваемые термины используются как слова синонимы, но также существуют и другие подходы к их определению.

Первый подход рассматривает понятие «расходы» намного шире понятия «затраты». Под расходами понимаются все платежи предприятия независимо от цели их осуществления, а под затратами - стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации продукции.

Согласно второму подходу понятие «затраты» соответствует понятию «расходы по обычным видам деятельности», и таким образом, понятие «расходы» представляется шире, чем понятие «затраты», поскольку включает в себя не только расходы по обычным видам деятельности, но и прочие расходы.

Третий подход предполагает, что расходы выступают лишь частью затрат, то есть затраты представляют собой все израсходованные средства предприятия на приобретение различных видов ресурсов.

На мой взгляд, затраты представляют собой стоимостное выражение использованных в процессе хозяйственной деятельности организации за отчетный период различных видов ресурсов.

Расходы представляют собой активы организации, выраженные в денежной, натуральной и иной форме, используемые в процессе производства, обращения и реализации продукции и способствующие получению экономических выгод собственников. Состав расходов определяется расходами по обычным видам деятельности и прочими расходами.

Понятие «расходы» является обобщающим термином, объединяющим в себя затраты предприятия, затраты на производство, относимые на себестоимость незавершенного производства и изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за определенный период.

Методика проведения анализа производственных затрат представляет собой совокупность специфических аналитических процедур, объединенных в определенную логическую последовательность. Совершенствование методологии, необходимость повышения качества проведения анализа предъявляют качественно новые требования к научному обоснованию его методики. Изменившиеся условия вызывают необходимость коренной переработки существующих методик экономического анализа.

Разработка методики аналитического исследования затрат требует предварительного установления цели и определения задач, подлежащих решению для ее достижения. По нашему мнению, целью анализа затрат является информирование наиболее полной и своевременной информацией руководство и менеджеров о затратах организации для управления на стратегическом уровне, оценки результатов деятельности, принятия и исполнения решений по максимизации прибыли. Задачей анализа затрат является раскрытие и изучение причин (факторов) изменения показателей, а также выявление взаимосвязи между ними. Исследование позволило выделить 5 основных традиционных направлений анализа:

- анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

- анализ затрат на рубль товарной продукции;

- анализ себестоимости сравнимой товарной продукции;

- анализ себестоимости по элементам и статьям затрат;

- анализ себестоимости отдельных изделий.

Стратегический управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на оценку текущего состояния и перспективного развития бизнеса, выявление стратегических проблем. Сложной методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. На наш взгляд, можно выделить две группы показателей:

Перейти на страницу: 1 2