Паблик рилейшнз: предпосылки возникновения, история и современность; определения PR

В определении любого феномена можно выделить два методологических подхода – нормативный, или описательный, и аналитический.

Так, например, А.Н. Чумиков подразделяет проанализированные им определения PR на три группы в зависимости от степени учета в их содержании интересов организации и общественности.

К первой группе он относит так называемые альтруистические определения. В частности, к такому типу определений принадлежит определение, принятое Институтом общественных отношений (Великобритания): паблик рилейшнз – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью. [8; 11]

Столь же «альтруистическое» определение, отражающее направленность PR на достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный английский PR-специалист Сем Блэк: «Паблик рилейшнз» - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. [9; 10]

Ко второй группе А.Н. Чумиков относит компромиссные определения, в которых отражено сочетание интересов организации и общественности. По словам автора, «организация для того учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием». [8; 13] К числу таких определений может быть отнесено определение, предложенное Первой Всемирной ассамблеей PR в Мехико: практика паблик рилейшнз – это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат как интересам организации, так и интересам общественности.

Третью группу определений PR, по А.Н. Чумикову, составляют определения, полученные в рамках прагматического

подхода. Он основывается на приоритете интересов организации, реализация которых основывается на манипулятивных технологиях. Примером служит определение, вошедшее в Словарь новых иностранных слов, изданный МГУ в 1995 г.: паблик рилейшнз – общественные связи – организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия и повышения его репутации, искусство взаимоотношений между государственными, общественными структурами и гражданами в интересах всего общества. [3; 10]

К прагматическому подходу склоняются также Чумиков и Бочаров. Согласно их трактовке, PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта. [5;9]

Резюмируя сказанное выше, определим смысл слов, составляющих термин «связи с общественностью». Итак, что же такое «общественность»? Это внутренняя и внешняя среда некоторой организации или проекта. Данная среда разбивается на такие категории, как персонал фирмы, члены общественного формирования, партнёры и оппоненты, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации; причём эти товары и услуги могут выступать в виде как материализованных предметов, так и лидеров, программ, идей и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7