Стратегический анализ

Покупатель и рынок. Необходимо получить ответы на следующие вопросы:

является ли покупатель конечным пользователем продукции?

какова ценовая чувствительность различных видов продукции организации (фирмы)?

насколько стабильны отношения "производитель-покупатель" в данной отрасли промышленности? модератор стратегической сессии

каково распределение покупателей в аспекте географии, объема продаж и т.п.?

Атмосфера деятельности. Полезная информация может быть получена с помощью следующих вопросов:

находится ли деятельность в состоянии расширения, сокращения или спада?

легко или трудно получить денежные средства от кредитных организаций?

каков относительный уровень процентных ставок, ожидается их рост или снижение?

велика ли стоимость акций, легко ли выпустить новые акции?

Конкуренты. Ответы на приведенные ниже вопросы помогут разработчикам стратегии оценить конкурентное положение организации:

каков уровень конкуренции в отрасли?

каковы масштабы конкуренции?

как быстро в настоящее время растут другие фирмы в отрасли?

какой процент от выручки конкуренты тратят на рекламу, исследования и разработки?

в какой степени конкуренты вовлечены в интеграцию?

Правительство. Настоящую и прогнозируемую степень влияний государства и его органов помогут определить вопросы подобного типа:

какие действия государства повлияли на компанию в прошлом?

в какой степени действуют регламентации правительства в таких областях, как реклама, безопасность, качество, контроль загрязнения и т.п.?

в какой степени государственные власти допускают или ограничивают деятельность иностранных конкурентов?

Ответы на эти или подобные, учитывающие специфику действия фирмы, вопросы дадут общее представление о внешней обстановке.

Внешняя обстановка может создавать возможности или угрозы для организации. Развивая эту мысль, американские теоретики менеджмента Г. Джонсон и К. Скулз (1989) указывают, что внешняя среда с точки зрения перспективы стратегического управления представляет две основных проблемы. Первая - формирование аналитически обоснованной точки зрения на общее или основное воздействие внешней обстановки. Вторая - сложность попыток проанализировать влияние каждой переменной среды.

в) Анализ внутренних ресурсов

Третий компонент стратегического анализа. Он определяет комплектность и качество ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по функциональным направлениям ее деятельности (например, производство, сбыт, исследования и разработки, кадры, финансы и т.п.). Следует отметить, что простым методом исследования внутренних ресурсов является учет ключевых преимуществ и недостатков организации. Более сложный путь - это использование концепции "цепочки образования стоимости".

Цель анализа состоит в том, чтобы разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев (акционеров) и персонала. Следует отметить, что если организацией владеют держатели акций, руководство при разработке стратегических планов должно учитывать их желания. В этой связи необходимо ответить на следующие вопросы:

кто является держателем акций компании; являются ли эти лица институциональными инвесторами или же индивидуальными держателями акций?

Перейти на страницу: 1 2 3